Для студентов и уже практикующих психологов, интересующихся работой с психотравмой , может быть интересно познакомиться с моим опытом изучения терапии идентичности во время обучения в Санкт-Петербургском институте «Исток» у автора метода - Воробей Светланы Викторовны.

В этой статье я отвечу на вопросы, которые часто возникали у меня и моих одногруппников в процессе изучения данного метода и которые могут быть актуальны для тех, кто любит приобретать новый профессиональный опыт и для кого важным критерием при выборе метода является его эффективность и надежность.

Кто является автором метода, и на что он направлен в первую очередь?
Терапия идентичности явилась следствием более 25-летнего опыта работы в области психотерапии, была разработана Воробей С.В.
Терапия идентичности- это психотерапевтический метод, основу которого составляет процесс интеграции частей психики, возникших вследствие ее раскола, травмы идентичности.

Специалистам каких модальностей и направлений может быть полезен данный метод?
Терапия идентичности может заинтересовать психологов и психотерапевтов любых направлений, особенно представителям психоанализа, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, психосинтеза, психодраммы и др. т.к в той или иной степени идеи этих школ отражают теоретическую основу этого метода.
Например, представители психодинамического подхода с большим удовольствием понаблюдают за разворачиванием бессознательных процессов расщепления и интеграции психики, отметят удивительные переплетения защитных механизмов, так искусно охраняющих и поддерживающих границы раскола, лежащих в основе выживающих стратегий психики клиентов.
Представители гештальт -терапии смогут наблюдать проживание в «здесь и теперь» вытесненные чувства и доминирующие потребности, стать свидетелями зарождения у клиентов адекватной психической реальности, которая была ранее деформирована вследствие раскола и расщепления психики.
Представители телесно-ориентированной терапии смогут на себе ощутить, как тело клиента проживает травматичный опыт, отследить как тело через физические симптомы старается привлечь внимание к психотравме.
Представители школы психосинтеза в каждом процессе терапии идентичности смогут отследить присутствие «интегративных сил», увидеть взаимодействие этих сил с «истинным Я человека».
Терапия идентичности очень наглядный метод, поэтому, если для вашего обучения и восприятия информации образы и наглядность имеют значение, то, однозначно, этот метод не оставит вас равнодушным.

Как проходит обучение? Как между собой сочетается теория и практика?
Обучение проходит таким образом, что примерно 80% учебного материала-это практика. С.В. Воробей демонстрирует работу с запросом клиента посредством ТИ, (терапии по идентичности) , затем идет обсуждение вопросов по процессу, есть возможность отразить личные переживания, ощущения от происходящего.
Теоретический материал подается в виде презентаций и упражнений. Каждый учебный день- это обычно 4-6 групповых процессов и один теоретический блок.

С какими сложностями можно столкнуться в процессе обучения?
Сложность учебы в основном состояла в том, что учиться приходилось на себе. Свои запросы и запросы коллег выступали практическим материалом для обучения. На мой взгляд, освоить этот метод по-другому невозможно. Только пропуская через себя, можно по-настоящему прочувствовать глубину метода и его влияние на запрос и жизнь в целом.
Сложно было переносить собственную травматику, которая вдруг неожиданно начинает проявляться во время терапии, даже когда во время процесса находишься в роли наблюдателя.
Собственные переживания и осмысления поначалу забирают много сил, но постепенно, от модуля к модулю, психика адаптируется, да и проработка личного травматичного опыта упрощает обучение. Я считаю, здесь важно развивать пропускную способность собственного тела и психики, а не блокировать и подавлять, тогда дело пойдет лучше и легче. Этот опыт в дальнейшем может положительно сказываться в работе с потоком клиентов.